Текущее время: 22 окт 2018, 19:47

Сообщения без ответов | Активные темы Непрочитанные сообщения | Новые сообщения | Ваши сообщения





 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Трансфеминизм о проблеме пасса
СообщениеДобавлено: 09 фев 2014, 02:33 
Полноправный пользователь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 дек 2012, 00:11
Сообщения: 646
Откуда: Мск
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 89 раз.
Под термином "пасс" в транс* сообществе обычно понимается способность восприниматься в качестве представительницы/я желаемого гендера, или иначе говоря, иметь гендер/пол восприятия, отвечающий желаемому. В более широком смысле, он означает способность восприниматься в качестве представительницы/я некой социальной группы, например, класса, расы, возрастной группы, человека с другими возможностями и т.д., обычно с целью преодолеть стигматизацию, связанную с той группой, к которой человек принадлежит.

Бездумное применение последнего определения к случаю трансгендерности может дать неверный результат, если под группами понимать женщин и мужчин. Например, можно было бы заключить, что в случае МтФ-перехода женщины обладают какими-то привилегиями по отношению к мужчинам. Затем, можно было бы прийти к трансфобному выводу, будто трансгендерные люди пытаются достичь восприятия в качестве гендерной группы, которой сами не являются, тем самым отрицая их гендерную идентичность. Чтобы избежать этих ошибок, в качестве социальных групп в этом определении нужно рассматривать трансгендерок/в и цисгендерок/в. Т.е. не мужчины пытаются восприниматься в качестве женщин, а трансгендерные люди пытаются читаться как цисгендерные женщины или мужчины для избежания трансфобии.

Достижение пасса позиционируется как центральная задача при трансгендерном переходе. Множество статей на тематических сайтах посвящены тому, как краситься, какую одежду носить, как двигаться, как тренировать голос... чтобы окружающие воспринимали нас как "настоящих" женщин/мужчин. Мы постоянно получаем советы как от других трансгендерных людей, так и цисгендерных (причём последние делают это свысока, подчёркивая своё иерархическое превосходство), о нашей внешности, походке или голосе, даже если мы не просим этих советов. Нас оценивают по тому, насколько хорош наш пасс, даже если для нас самих он безразличен. Нам говорят, что мы "выглядим как настоящие женщины/мужчины", если мы имеем пасс, чего бы они никогда не сказали цисгендерной женщине/мужчине.

Критике пасс-центризма уделено большое внимание в статье С.Стоун "Посттранссексуальный манифест" (Stone, 1991), которая считается первой работой по трансфеминизму. Она критикует транссексуальных людей за их попытки скрыть своё прошлое, придумывая правдоподобные истории ради принятия в обществе, и раствориться среди цисгендеров. По её мнению, стирание значительной части своей жизни и ложь, которая лежит в основе пасса, не позволяют строить подлинные взаимоотношения с окружающими людьми. Стоун проводит аналогию между пассом у трансгендерных людей и цветных людей, чей цвет кожи недостаточно светлый, чтобы восприниматься в качестве белых, а также закрытых лесбиянок и геев, которые стараются восприниматься как гетеросексуалки. Для разрушения циснормативности (хотя она и не использует это слово), Стоун предлагает всем трансгендерным людям выйти из тени и рассказывать настоящие истории своей жизни: "Для того чтобы разрушить необходимость пасса, транссексуалки/ы должны взять ответственность за всю историю своей жизни, начать переформулировать свои жизни не как серию стираний, на пользу разновидностям феминизма, зачатым в традиционном мировоззрении, но как политическое действие, призванное реаппроприировать различия и восстановить силу изменённых тел".

Работа С.Стоун ознаменовала важный этап в принятии трансгендерными людьми самих себя и своих тел. Тем не менее, как часто бывает в среде активисток, её призыв к действию, а равно как и обвинение во лжи закрытых не-активисток, основаны на отсутствии рефлексии относительно собственных привилегий. Именно привилегии по другим иерархиям (классовой, расовой и т.д.) позволяют нам заниматься транс* активизмом, быть открытыми и разрушать циснормативность, и именно отсутствие этих привилегий определяет закрытый образ жизни других трансгендерных людей. Не только для того, чтобы заниматься активизмом, но даже просто говорить правду, требуются привилегии.

В работе "Новая надежда: психологическая сторона пасса" (Snorton, 2009) Рилей Снортон на основе собственного опыта как чёрного нон-оп транс* мужчины критикует С.Стоун за недостаточное внимание к пересекающимся идентичностям (например, гендерной и расовой), а также опыту людей, не прошедшим хирургические операции и не принимающим гормоны. По его мнению, "сдвиг фокуса транссексуальной теории от медикализированного дискурса обязательно требует расширения традиционного определения пасса. Для большинства транссексуалок/в, которые не могут иметь 'пасс' всё время, пасс является не просто вопросом того, как вас читают, но также включает подтверждение того, как вы сами себя читаете. Определение пасса, таким образом, должно включать также психологическую составляющую". Согласно этому более широкому подходу, "пасс... [позволяет поддерживать] чувство своей идентичности, в условиях постоянного ошибочного узнавания". Р.Снортон показывает, что в то время как физическая сторона пасса позволяет избежать физического и сексуального насилия, с психологической стороны пасс позволяет уменьшать психологический вред, наносимый нам при неправильном гендерировании. Проводя параллели между пассом и надеждой, в конце он пишет: "надежда, как психологическое измерение пасса, позволяет... возможность перехода, который происходит не на столе у хирурга, а там, где люди собираются вместе...".

Джессика Ксавьер анализирует пасс с помощью концепции привилегий. Она выделяет привилегию рождения, т.е. привилегию быть рождённой с тем биологическим полом, который соответствует внутренней гендерной идентичности. [прим. я не могу согласиться с выделением этой привилегии, т.к. оно основано на признании врождённости транс* и цисгендерности] Отсутствие осознания этой привилегии цисгендерными людьми, по её мнению, является причиной трансфобии. Трансгендерные люди не могут получить привилегию рождения, однако у многих есть привилегия пасса. Ссылаясь на книгу "Стигма: Записки об управлении испорченной идентичностью" (Goffman, 1963), Дж.Ксавьер обозначает дихотомию, в которой находятся стигматизированные группы: те, кто не имеют привилегию пасса, подвержены дискредитации, их стигма проявляется явно, в то время как те, кто имеют привилегию пасса, потенциально могут подвергнуться дискредитации, в случае раскрытия. В последнем случае их главной проблемой становится контроль за информацией: "сказать или не сказать, соврать или не соврать, и в каком случае, кому, когда и где". Существование привилегии пасса, по мнению Ксавьер, имеет следствие в существовании двух иерархий. Во-первых, это иерархия внутри ЛГБТ-движения между цисгендерными лесбиянками и геями, которые часто ничем не отличаются внешне от гетеросексуальных людей, и трансгендер(к)ами, не имеющими привилегии пасса. Первые не нарушают существующую цис- и гетеронормативную систему и подвергаются меньшему угнетению, что даёт им возможность доминировать в ЛГБТ-движении и привлекать на свою сторону либеральных законодателей. Во-вторых, существует иерархия внутри транс* сообщества между теми, кто обладают привилегий пасса, и теми, кто нет. Одной из задач трансфеминизма является повышение самосознания трансгендерных людей, в том числе обладающих привилегией пасса. "Имея привилегию, нужно не только знать о ней, но также брать ответственность за лежащую в её основе социальную конструкцию, которая дала её вам. Когда информированное сознание превращается в социополитическое действие, происходят изменения".

По мнению Джулии Серано, привилегия пасса основывается на циссексуальных привилегиях (Serano, 2007). Она приводит примеры, когда слово "пасс" применяется только к трансгендерным людям. Например, "если продавщица магазина скажет 'Спасибо, сэр' циссексуальной женщине, никто не скажет, что она имеет пасс в качестве мужчины или она имеет плохой пасс в качестве женщины; вместо этого мы говорим, что она является женщиной и была ошибочно принята за мужчину". Дж.Серано отмечает, что основной проблемой со словами "иметь пасс" является то, что это активный глагол, т.е. предполагается, что трансгендерная/ый человек является единственной участницей этого процесса, в то время как в действительности главным участником является окружающее общество, которое нас гендерирует в соответствии со своими представлениями о том, как должны выглядеть женщины и мужчины. Слово "пасс" используется для перемещения вины с предубеждений большинства на действия отдельного лица, что объясняет, почему трансгендерные люди, имеющие пасс, обвиняются "обмане" или "проникновении" в гендерно-сегрегированные пространства. В связи с тем, что слово "пасс" является продуктом гендерирования и цисгендерного допущения, Дж.Серано предлагает использовать название "условная циссексуальная привилегия" вместо "привилегия пасса".

P.S. я думала сначала самой написать похожие мысли, но выяснилось, что об этом уже успели написать до меня

Goffman, E., (1963). Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. USA, NJ, Englewood Cliffs, Prentice-Hall).
Serano, J., (2007). Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. USA, CA, Emeryville: Seal Press.
Snorton, C. R. (2009). “A New Hope”: The Psychic Life of Passing. Hypatia, 24(3), 77-92.
Stone, S. (1991). «The Empire Strikes Back: A Posttranssexual Manifesto» in Straub K. and Epstein J., eds., Body Guards: The Cultural Politics of Sexual Ambiguity. NY: Routledge.
Xavier J. Passing as privilege. // learningtrans.org

Эти книги в электронном формате вы можете найти в группе "Трансфеминизм" в разделе Документы.



_________________
У женщины всегда есть выбор: феминизм или мазохизм
Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

cron