Драма, Мелодрама, Триллер, Художественный, Франция, 2002 г., 95 мин.
Режиссер: Гаспар Ноэ
В ролях: Моника Белуччи, Альбер Дюпонтель, Венсан Кассель
"Время разрушает все" - так звучит рекламный слоган этого французского фильма, где друг и бывший муж изнасилованной женщины (Моника Беллуччи) решают за нее отомстить. Действие рассказано наоборот, начиная с более поздних событий, в духе фильма "Помни". В "Необратимости" столько физиологически отталкивающих сцен вроде жестокого изнасилования и избиения до смерти, что многие не высиживают до конца.
Когда великий театральный режиссер Боб Уилсон работал (вместе с культовым композитором Филиппом Глассом) над спектаклем «Эйнштейн на пляже», ему в голову пришла потрясающая идея. Он решил «озвучить» действие своего зрелища текстом, который будет произноситься в обратном направлении, то есть, от конца к началу. Чтобы звук напоминал магнитофонную ленту, запущенную в обратном направлении.
Гаспар Ноэ в своем фильме «Необратимость» решил повторить трюк Уилсона и показать все происходящее в обратном направлении – от конца к началу. Причинно-следственные связи смещены. Действие разворачивается задом наперед. Кстати, титры тоже.
Камера напоминает безумную пляску. Она скачет по лицам и телам, по плохо освещенному пространству, и вызывает странный неврастенический эффект: хочется закрыть лицо руками и плотно сжать веки.
Какой-то человек (его играет потрясающий французский актер Жан-Пьер Кассель, красавец с крупным асимметричным лицом) мечется по гей-клубу и истерично орет: «где Солитер?!». Потом происходит свалка, кого-то хватают и разбивают ему череп всмятку огнетушителем. Все предельно реалистично. Безумие убийства снято почти с документальной точностью, с хладнокровным цинизмом.
Через секунду – все, что было до того. А там было изнасилование. Изысканная во всех отношениях актриса Моника Беллуччи, как в жестком порно (девять минут экранного времени!!!), истошно вопила и содрогалась под крупным мужиком, который изнасиловал ее в подземном переходе и в итоге размозжил ей лицо…
А через секунду – Беллуччи красиво проснулась в объятиях Касселя, и жизнь казалась прекрасной… Минуту назад – и Беллуччи в еще более красивой, почти экспрессионистской картинке: зеленая трава, солнце, играющие дети. Пара минут назад – и светлое безмятежное небо, в котором трудно распознать безумие будущего. И слоган, примитивный, но такой правильный – время портит все – завершает странную историю жизни. И страшную историю фильма.
Нечто подобное уже было в «Космической одиссее» Кубрика. Там время странно и жестоко текло в обратном направлении. От конца жизни к ее началу. От смерти к рождению. Но у Кубрика время казалось не страшным кошмаром, который извращает мир, а философской истиной. У Ноэ время – это угроза. Оно неминуемо «сожрет» человека, хочет он того или нет.
Отличное кино, с потрясающей операторской работой (все тот же Ноэ), с высококлассной актерской игрой, с изысканной визуальной «картинкой». Концепция развития сюжета в обратном направлении, несмотря на вторичность, вызывает восхищение. Смотрится тяжело (довольно много сцен насилия), но интерес к сюжету ни на секунду не ослабевает.
Одним словом, «Необратимость» надо обязательно смотреть. Это кино «hi-end» класса.
