Текущее время: 16 дек 2018, 13:31

Сообщения без ответов | Активные темы Непрочитанные сообщения | Новые сообщения | Ваши сообщения





 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Выход из невроза по Адлеру
СообщениеДобавлено: 07 дек 2012, 05:56 
Полноправный пользователь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 июл 2011, 19:35
Сообщения: 1415
Откуда: Москва
Благодарил (а): 40 раз.
Поблагодарили: 68 раз.
Адлер полагал, что в каждом человеке инстинктивна (как у всех животных!) борьба за выживание, которая выражается в стремлении к превосходству, захвату чужого и защите жизненного пространства. У человека к этому добавляется стремление к власти над людьми, интеллектуальному и духовному превосходству, славе, расширению влияния. Однако в зависимости от социальных условий (в том числе – воспитания) это стремление может реализоваться в служении людям и во вред им, в их защите и в их подавлении, а также в собственной самозащите, в том числе профессиональным совершенствованием, отличной учебой, примерным поведением (стремление быть безупречным из страха нападения – упреков).

В силу неправильного воспитания многие люди оказываются слишком слабыми для борьбы не только за первенство, но и за профессиональную самозащиту в виде хорошей работы, учебы, самодисциплины

Таким уродливым воспитанием, как мы уже говорили, является гипер- или гипоопека, хотя бывает и наихудший вариант – сочетание того и другого – потакание слабостям детей не от любви к ним, а от эгоизма, собственной лени и от собственной слабости, въедающейся в детей уже не только генетически, но таким «воспитанием». Жертвы такого воспитания становятся как правило слабыми невротиками (даже по сравнению с остальными невротиками), у которых проявляется тяжелый невроз

эскапизм – непреодолимое стремление спрятаться от реальности физически (в своем уголке, да еще с головой под одеяло) или иллюзорно – уйти в алкоголизм, наркоманию, в гомосексуализм.
Кстати, гомосексуализм нередко является не болезнью (хотя некоторая предрасположенность необходима), а следствием гиперопеки, результатом которой является одновременная избалованность и заниженная самооценка при полной несамостоятельности и страхе ответственности, которую так или иначе налагает нормальное половое партнерство. К тому же, многие женщины обходятся со слабыми мужчинами грубо и цинично. Поэтому страх нормальных отношений, неудовлетворенный сексуальный инстинкт и потребность во взаимопонимании толкают таких невротиков в общество друг друга, а после этого добавляется еще комплекс изгоев, отвергаемых моралью общества, и круг замыкается.

по Адлеру «жажда власти» реализуется даже у слабых невротиков в такой извращенной форме, как власть над тем, кто вынужден терпеть их нытье, капризы, упреки, истерики, злостное тунеядство, алкоголизм и прочий букет тирании слабого, Он показал, что агрессивность может выражаться в социально приемлемых и даже престижных формах, таких, как повышенная «напористость», целеустремленность, инициативность, активность и жизнестойкость

При этом агрессию и волю к власти Адлер считал необходимыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствования, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недостатки, максимально реализовать свои способности.
Несмотря на то, что не у каждого это проявляется в его поведении и личности, Адлер считал, что в той или иной мере такие стремления заложены в каждом и активизируются (хотя не всегда очевидно и результативно) как компенсаторная реакция на реальное или воображаемое ощущение ущербности, неполноценности.

Как уже отмечалось, стремление к превосходству может иметь как положительную, так и отрицательную реализацию с социальной точки зрения. Положительная реализация происходит в виде принятия на себя инициативы и ответственности во взаимоотношениях с другими, на благо если не общества в целом, то хотя бы отдельного социума (семьи, окружающих), включая здоровое стремление к саморазвитию и раскрытию способностей, формированию наиболее совершенного образа жизни, то есть напоминает стремление спортсмена честно победить соперников или хотя бы показать наилучший результат (при уважении к соперникам и честно соблюдая правила соревнований).

Если же люди борются за власть и первенство над другими для эгоистического самоутверждения, в ущерб другим, под девизом цель оправдывает средства или победа любой ценой, то это, согласно Адлеру, сочетание невротического извращения, когда энергия достижения, вызванная сильным комплексом неполноценности, сочетается с социальной незрелостью, отсутствием социальных интересов или их искаженностью.

В зависимости от масштабов личности и социальных условий такая социально извращенная жажда первенства может распространяться от желания унижать тех, кто слабее тебя (среди сверстников, членов семьи, в группе и т.п.), до стремления к общегосударственному или мировому господству, но именно с позиции сугубо эгоистичного самоутверждения за счет унижения, подчинения, страха других. Положительная или отрицательная реализация комплекса неполноценности во многом определяется системой личностных ценностей индивида, которые формируются уже на первых этапах воспитания.

Как и Фрейд, Адлер считал, что дети и взрослые, страдающие теми или иными неврозами, как правило, обманывают в первую очередь себя, а затем уже и других, в истинных причинах их отдельных поступков и моделей поведения в целом. При этом Адлер настаивал, что все эти самообманы вызваны явным, а чаще всего вытесненным из сознания сочетанием комплекса неполноценности и стремления к его компенсации в виде превосходства над другими и повышения самоуважения.


Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время считал решающим фактором влияние осознанного активного и творческого начала в каждой личности на формирование жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к кооперативному поведению, к взаимоподдержке и взаимопомощи. При этом он не разделял резко биологическое и социальное в человеке. Так, социальные потребности человека он считал во многом врожденным (хотя и не всегда осознаваемым) чувством «общности со всем человечеством».

Вообще, социальному чувству, стремлению к взаимодействию с другими, учету и развитию этих потребностей Адлер отводил очень большую роль в психотерапии неврозов, предотвращении и преодолении отклоняющегося поведения. Я все время повторяю его слова: человек, который постоянно сотрудничает с другими, никогда не станет невротиком. Он считал, что именно это (социальное) чувство при его правильной реализации помогает преодолеть комплекс неполноценности и использовать его компенсаторную энергию па пользу (а не во вред) себе и другим. Адлер ввел понятие психического здоровья. Он так и определял ориентиры развития здорового индивидуума, в котором должно равно и одновременно сочетаться стремление к совершенствованию (включая честную борьбу за первенство) и сильное общественное чувство – стремление к взаимодействию с другими.

Адлер определял невроз как «естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в социальном развитии». Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления к взаимодействию и к самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет – с другой стороны.
Иногда у невротических личностей встречается одновременное присутствие этих двух негативных проявлений: стремление к другим – не от здоровой социальной потребности, а от слабости (в том числе при затаенной ненависти к ним), и одновременно попытка самоутверждаться за счет того, кто оказался еще слабее или вынужден терпеть, как, например, члены семьи невротика, его капризы, а нередко и унижения от него.

Такие извращенные реакции легко тестируются бытовым наблюдением. Типичная реакция социально взрослой личности – адекватность общения: чем с ним лучше обращение, тем и он лучше к вам относится. Невротическая реакция социально незрелой личности, это психология раба – чем с ним лучше, тем он хуже (садится на шею); чем с ним хуже (строже), тем он – лучше (страх).

Стремление к социальному превосходству может выражаться у невротика не в активном стремлении к собственному совершенствованию, а в фиктивном принижении других. Такие люди обычно очень любят покритиковать и повысмеивать известных людей: политиков, артистов, телеведущих. Это дает им фиктивное ощущение собственной значимости по принципу «Ай, моська, знать она сильна, что лает на слона». Обычно такие люди вообще никого не хвалят

Здесь задача психотерапевта – убедить клиента, что его критически-невротическая позиция мешает в первую очередь ему самому, его профессиональному и личностному росту при усугублении невроза и комплекса неполноценности. Этот комплекс, в свою очередь, перестанет осознаваться, найдет себе самооправдание (механизмом психологической защиты), то есть вытеснится в подсознание, откуда его будет уже очень сложно «выковырять».

Главный путь выхода из невроза – переориентация с болезненного эгоизма на внешние цели (работу, помощь людям) и активные шаги в направлении социального сотрудничества, ощущения своей полезности не только для себя, но и для других. Из своего большого практического опыта Адлер заметил, что «человек, постоянно сотрудничающий с другими, никогда не станет невротиком». Именно сотрудничающий, потому что просто общение может быть невротическим усилением, когда людей объединяет именно невроз, пассивность, нерешительность, тоска или алкоголизм, наркомания.
При здоровом сотрудничестве люди могут даже конфликтовать, но это будут здоровые конфликты, а не невротическая любовь или дружба (при этом каждый в душе считает, что «если бы не ты, я бы был здоровым и счастливым»).

В этом случае даже не вполне устраивающая работа лучше безделья, затянувшийся период которого может сделать человека непригодным ни к какой работе, так как в условиях бездеятельности невротические амбиции растут одновременно с неуверенностью, а страх отказа заменяется принципом «лисы и винограда» – сам не хочу на эту работу, замуж и т.д.


Любимов "Основы психоанализа"



_________________
Емэйл pimenov.polpred@gmail.com http://vk.com/id46626332
скайп mars201061
Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

cron