Текущее время: 18 июн 2018, 09:39

Сообщения без ответов | Активные темы Непрочитанные сообщения | Новые сообщения | Ваши сообщения





 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть другим?
СообщениеДобавлено: 01 авг 2013, 02:58 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 май 2008, 22:48
Сообщения: 1649
Откуда: Stockholm Sweden
Благодарил (а): 75 раз.
Поблагодарили: 142 раз.
17 мая является Международным днем против гомофобии и трансфобии (IDAHO), начиная с 2004 года. Выбор пал именно на эту дату, так как в этот день в 1990 году было принято решение Всемирной организации здравоохранения исключить гомосексуальность из списка психических заболеваний и расстройств. Основная цель этого дня – привлечь внимание политиков, общественности и медиа к вопросам гомофобии и трансфобии и продвигать принципы толерантности, уважения и свободы для всех людей, независимо от их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В этом году Комитет IDAHO выступил с инициативой посвятить этот день компании по «Борьбе с гомо/трансфобией в образовании и с помощью образования». Система образования способствует формированию гомо/ трансфобии как напрямую, посредством конкретных рассуждений, заявлений и действий, так и косвенно, посредством продвижения как единственно возможной гетеронормативной модели организации жизни в обществе.

Современной системе образования, как в Беларуси, так и в других странах мира, всё еще присуща дискриминация по сексуальной ориентации.

В Беларуси эта проблема приобретает особое значение в связи с сильной традиционалистской направленностью государственной политики. Это проявляется и в искаженном понимании гендерной политики, которая поддерживает гендерную дискриминацию, и в отсутствии зарегистрированных ЛГБТ-организаций в стране, а также в откровенных сексистских и дискриминационных заявлениях президента.

Что такое гомо/трансфобия?

В Резолюции Европарламента от 18 января 2006 года гомофобия определяется как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму».

В свою очередь «трансфобию» можно обозначить как различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к транссексуальности.

Гомо/трансфобия тесно связаны с такими понятиями как «гетеросексизм» и «гетеронормативность», они выступают в качестве оппозиции к гетеросексуальности как доминирующей по отношению к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям, которые соответственно патологизируются и табуируются. Другими словами, гетеросексуальность принимается людьми по умолчанию как единственная и нормальная сексуальная ориентация и вариант развития человека. А иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми [1]. Соответственно, гомофобия и трансфобия поддерживают систему гендерной стратификации и иерархических отношений и направлены на защиту патриархатных отношений.

«Шаг – влево, шаг – вправо…»

В образовании гомо/трансфобия может проявляться, во-первых, в умалчивании информации о разных вариантах гендерных и сексуальных идентичностей. В учебниках и в ходе учебного процесса не сообщается информация о гомосексуальных отношениях тех или иных исторических личностей, отсутствует информация об общественно-политических движениях ЛГБТ (движениях лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов) в защиту своих прав. Все люди по умолчанию представляются как гетеросексуальные.

Например, учащимся и студентам вряд ли расскажут об отношениях Марины Цветаевой и Софии Парнок, хотя понять некоторые их произведения без этого чрезвычайно трудно [2]. А ведь подобная информация может стать тем, что начнет трансформировать ригидную норму, транслируя идеи толерантности и разнообразия выбора и образов самоопределения.

Во-вторых, гомо/трансфобия проявляется в подчеркивании того, что есть «норма», а что – «патология». Все другие, кроме гетеросексуальных, проявления артикулируются как «плохие» и «неправильные». Это можно обнаружить как в повседневной коммуникации учащихся и педагогов между собой и друг с другом, так и в самих учебниках и учебных пособиях.

Анализ беларусских учебных пособий по воспитательной работе показывает, что содержание этих пособий является дискриминационным по отношению к ЛГБТ.

Процесс воспитания основывается на представлении о заложенном «природой» гетеросексуальном развитии человека как единственном нормальном варианте развития.

Так, в пособии 2008 года «Педагогика и психология семейного воспитания» отмечается, что «главная жизненная задача, на решение которой ориентирована сексуальность человека, – это создание и поддержание брачно-семейных отношений» [3].

Также в пособиях осуществляется патологизация не-гетеросексуальных гендеров. Используются такие медицинские категории как «гомосексуализм», «бисексуализм», «транссексуализм». Однако в западных обществах уже стало практикой более широкое использование понятий «гомосексуальность», «бисексуальность», «транссексуальность», способствующих демедикализации этих явлений. В изданиях не только не появляются эти, более толерантные формулировки, но даже наоборот – используется и более грубая риторика.

В ряде достаточно современных изданий за период 2008–2010 годов гомосексуальность и бисексуальность определяются через такие понятия, как: «наиболее грубые нарушения психосексуального развития» [4], «половые извращения», «болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения, когда отмечаются качественные изменения полового влечения» [5], «проблема сексуальной ориентации» [6].

Более того, при обращении к «иным» сексуальностям кроме гетеросексуальной используются психолого-психиатрические объяснительные концепции:

«Причем для развития полноценной личности мужчины или женщины весь этот путь нужно пройти без единого сбоя, что, к счастью, удается большинству из нас.

Можно только представить, какие проблемы в будущем таят в себе нарушения на каком-либо этапе развития человека, начиная с многочисленных генетических поломок …, уродств наружных половых органов и проблем, связанных с неправильной половой дифференциацией мозга в виде транссексуализма, трансвестизма, трансролевого поведения и, по мнению некоторых специалистов, гомосексуализма» [7].

Ситуация с учебными пособиями является закономерным отражением и хорошим примером отношения государственных институций и структур к теме сексуальности. Использование патологизирующей риторики и замалчивание определенных тем транслирует далеко не толерантные установки. Соответственно, речь идет о создании четкой генеральной линии, унификации единственного варианта жизнеопределения для всех. Подобные процессы не могут не сказываться на процессах коммуникации и не провоцировать насилие в отношении тех, кто не подпадает под категорию «нормы».

Гомофобия в форме «буллинга»

Гомофобный «буллинг» – это дискриминационные действия или высказывания в сфере образования (травля, обидные шутки, моральное давление, физическое насилие и др.), обусловленные сексуальной ориентацией учащегося/учащейся и направленные на создание невыносимых условий учебы. К сожалению, до сих пор не проведено еще исследований распространенности различных форм насилия в отношении ЛГБТ в системе образования Беларуси, поэтому мы не можем апеллировать к данным по беларусскому контексту. Однако исследования в других странах демонстрируют, насколько распространен «буллинг». И можем ли мы ожидать, что, имея подобные, приведенные выше пособия по воспитанию, мы будем чувствительными к ЛГБТ в образовании?

В обзоре о гомофобном «буллинге» в образовательных учреждениях, подготовленном ЮНЕСКО для Международной встречи в Бразилии 6–9 декабря 2011 года, представлены обширные данные по различным исследованиям. Эти исследования, проведенные в США, Европе, Австралии и Новой Зеландии, демонстрируют, что ЛГБТ чаще сталкиваются с насилием и агрессией в школе, нежели их гетеросексуальные сверстники. При этом насилие проявляется в самых разных формах, как вербальных, физических и сексуальных, так и в форме игнорирования, изоляции со стороны сверстников, педагогов, администрации.

Например, исследование в США позволило установить, что физическому насилию подвергались 40% ЛГБ и 27% трансгендерных студентов/студенток, вербальному – соответственно 85% и 64%. В Канаде также 37% транссексуальных и более 20% ЛГБ студентов/студенток сталкивались с физическим насилием, соответственно 74% и 55% – с вербальным. Также 10% ЛГБТ студентов/студенток отметили, что регулярно слышат гомофобные комментарии от педагогов.

Показательны также результаты исследований в некоторых европейских странах. Так, согласно исследованию в Англии, 65% ЛГБ учащихся были жертвами «буллинга» в школе. 97% – сталкивались с вербальным насилием, 41% – с физическим, 17% – получали угрозы убийства, а 12% – подверглись изнасилованию. При этом 52% учащихся слышали гомофобные высказывания и замечания от учителей и администрации, а 30% считают, что взрослые спровоцировали случаи гомофобного «буллинга» в школе. Только 23% ЛГБ учащихся слышали в своей школе осуждения гомофобного «буллинга». Следует отметить, что в тех школах, где педагоги и администрация высказывались с осуждением гомо/трансфобии, 60% ЛГБ учащихся отметили, что никогда не испытывали насилия в свой адрес в школе [8].

Что касается исследований на постсоветском пространстве, то они практически отсутствуют. Однако в 2011 году вышел отчет о положении ЛГБТ в Украине в 2010–2011 годах. Опрошено 1721 ЛГБТ респондентов из различных регионов Украины. Среди тех опрошенных, о которых было известно или существовали догадки по месту учебы об их гомо/бисексуальности, треть (31%) испытывала какие-либо притеснения в связи с этим. Наиболее частыми были случаи предвзятого, по сравнению с другими учащимися/студентами, отношения со стороны преподавателей (так считают 34% респондентов).

Также достаточно распространенными были ситуации, когда администрация учебного заведения не предпринимала никаких действий, чтобы защитить учащегося/учащуюся от нападок со стороны других (25% респондентов отметили эту ситуацию). Около 13% респондентов отметили, что были вынуждены покинуть учебу по причине оказываемого психологического давления и нападок. В интервью молодой мужчина (21 год) отметил: «Отношение было просто хамским, было иногда так, что меня били, а учитель ничего не мог сказать и просто отвечал, что это нормальное школьное явление!»

Можно констатировать, что факты насилия в отношении ЛГБТ являются достаточно распространенными.

Для определенной части учащихся, которые не вписываются в жесткие рамки нормы, школа становится опасным местом, где их доступ к образованию в связи с этим затруднен. Всё это противоречит декларируемым на государственном и международном уровнях идеям толерантности, либерализма и демократии.

***

Что же транслирует система образования? Установку на то, что желательная норма – это гетеросексуальность, и лучше стараться избегать отклонений от заданной программы. Эта установка становится краеугольным камнем процветания гомофобии и трансфобии в образовательном пространстве. Гомофобия приводит к тому, что общество не видит и не замечает гомосексуалов, бисексуалов, трансгендеров, и к тому, что процветает дискриминация по признаку сексуальной ориентации.

Существование патологизирующей риторики и насилие в отношении ЛГБТ в образовании во многом связано с тем, что фактом своего существования они раскачивают понятие «нормы», идею о существовании естественных форм поведения и социальных ролей для мужчин и женщин. Это ведет к тому, что насилие становится средством контроля и угнетения. Очень хочется, чтобы 17 мая и не только в этот день люди чаще задумывались о таких понятиях, как толерантность и разнообразие.

http://www.pmplus.org/en/news/1966-gomo ... goiim.html



_________________
Раминка-шведка
Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть друг
СообщениеДобавлено: 01 авг 2013, 11:05 
Полноправный пользователь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 июл 2013, 15:24
Сообщения: 728
Благодарил (а): 104 раз.
Поблагодарили: 83 раз.
также вряд ли в институте кинематографии упомянут что родоначальник советского кино Эйзенштейн, актер Юрий Богатырев были геями, а Линдси Лохан лесбиянка.
И в институте международных отношений вряд ли будут делать упор что Чичерин - дипломат революции тоже был геем. Это не имеет отношения к профессиональной деятельности. И таких примеров море.



_________________
"Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть". - Никко Макиавелли
Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть друг
СообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 01:11 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 май 2008, 22:48
Сообщения: 1649
Откуда: Stockholm Sweden
Благодарил (а): 75 раз.
Поблагодарили: 142 раз.
Теперь, гомофобия в образовании узаконена :(



_________________
Раминка-шведка
Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть друг
СообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 02:00 
Полноправный пользователь
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 окт 2012, 00:43
Сообщения: 935
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 58 раз.
А фильмы "Горбатая гора" запрещены?



_________________
Детство - это та счастливая пора, когда бежишь ночью из туалета и радуешься что тебя не съели...
Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть друг
СообщениеДобавлено: 05 авг 2013, 02:02 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 май 2008, 22:48
Сообщения: 1649
Откуда: Stockholm Sweden
Благодарил (а): 75 раз.
Поблагодарили: 142 раз.
Сестрёнка Среди совершеннолетних зрителей - нет.



_________________
Раминка-шведка
Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 7 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

cron